Вы когда-нибудь задумывались о том, что ритм – это не только что-то из мира музыки и танцев? Ритм — это сама наша жизнь. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.

Развивая чувство ритма у малыша, мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире.

    Как общее понятие, ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов. Музыкальный ритм – сочетание звуков разной длительности в определенном порядке. А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения.

Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделял ритмическому воспитанию особое внимание. Своей многолетней работой  с детьми он показал, что развитие чувства ритма происходит через:

  1. движение,
  2. речь,
  3. игру на элементарных музыкальных инструментах.

Развить чувство ритма можно в любом возрасте. И чем раньше, тем лучше.

Рассказывая ребенку небольшие стишки, потешки, сочетайте  их с массажем или ритмичными движениями. Можно посадить  малыша к себе на колени и качайте в ритме песенки, сидя у вас на коленках, малыш может подпрыгивать, можно ритмично похлопывать по коленкам, по животику т.п. Вы можете самостоятельно придумывать разнообразные движения, проявляя творчество. Дети постарше могут придумать движения сами. Карл Орф называл руки и ноги «природными инструментами». «Звучащие жесты» – хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами вы можете добавлять и в любые другие стихотворения и песенки, которые читаете или поете малышу.  

Таким образом, развивая чувство ритма у детей, используя разнообразные движения мы развиваем и координацию.

Вот некоторые потешки, которые будут интересны детям:

Трушки-потрушки,
Пекла баба ватрушки,
Ватрушечки,
Колобушечки.

*** 

Ай, качи-качи-качи!
Глянь, баранки-калачи!
Глянь, баранки-калачи
С пылу, с жару из печи!

*** 

Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок.
Сели — посидели,
Песенку запели.
Услыхали ложки —
Вытянули ножки.
Услыхали калачи —
Попрыгали с печи!
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать!

***

Чики-чики, чикалочки,
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке,
Петушок на будочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.

*** 

Самолеты загудели,
Самолеты полетели.
У — у — у — у — у — у — у.
На полянку тихо сели ,
Да и снова полетели.

*** 

Поехали, поехали,
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали,
С калачами, с калачами.
По кочкам, по кочкам,
Вприскочку, вприскочку.
В ямку — бух.

***

В машине
Сидим с шофёром рядом —
Би, би, би. (Стучите раскрытой ладошкой по коленкам)
Помочь шофёру надо!
Би, би, би.
Машинам всем и людям —
Би, би, би,
Бибикать громко будем —
Би, би, би.
(С. Железнов)

Часы
Тик — так, тик — так, (Можно наклонять  голову из стороны в сторону, поочередно топать ногами или сводить и разводить руки).
Часы стучат,
Тик — так, тик — так,
Нам говорят,
Когда обедать, когда спать,
Когда пора идти гулять.
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так,
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.

Ох! Ух! Ух! Ух!
Во дворе растет лопух!
Ух! Ух! Ух! Ох!
Во дворе чертополох!
Ох! Ух! Ух! Ох!
Во дворе растет горох!
Ух! Ох! Ох! Ух!
На плетне сидит петух!
Бим, бом
Мы две чашки берём
Бим, бом.
Мы две ложки берём.
Бим, бом.
Вместе с мамой вдвоём.
Бим, бом.
И звеним и поём
Бим, бом.
Мы сидим за столом
Бим, бом.
Скоро чай мы попьём
Бим, бом.
С молочком, с сахарком
Бим, бом.
И сыграем потом
Бим, бом

Непослушный дождик

Дождик - кап! Дождик - кап!
То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой). Не стучи, не стучи,
Не стучи по крыше! (грозить пальцем)
Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).
Погоди, не лейся!
Заходи к малышам (поманить руками).
И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди)

    Делая с малышом  «ходьбу» вы можете познакомить его с чередованием длинных и коротких звуков:

Большие ноги
Шли по дороге:
То-о-п  то-о-п  то-о-п.
То-о-п  то-о-п  то-о-п.

Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ-топ-топ!

Такое упражнение можно использовать и по дороге в детский сад.

    Очень хорошим упражнением для развития чувства ритма является прохлопывание слов по слогам. В зависимости от количества слогов, их состава и ударения, слова в русском языке прохлопываются по-разному (| — длинный слог, редкие удары; I — короткий слог, частые удары):

  • слова из одного длинного слога — |:

жук, гриб, мышь, еж, дом и т.д.;

Конец формы

  • слова из двух длинных слогов — | |:

муха, каша, пилот, носок, букет,  компот и т.д.;

  • слова из трех слогов — | I I или I I | (ударный слог длиннее):

карандаш, крокодил, бабочка, самолет и т.д.

    Прохлопайте с малышом его имя, имена других членов семьи. Прохлопайте имя, не озвучивая его. Пусть малыш догадается, кого вы позвали.

Игра «Какое слово лишнее?»

- Мак, бак, рак, банан …

-Лимон, вагон, кот, батон…

- Мир, пир, кефир….

    Такие игры, построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только чувства ритма,, но и развитию фонематического восприятия.

    Когда ребенок освоит такие упражнения, можно прохлопывать простые песенки-потешки:

          Петушок
Пе-ту-шок, Пе-ту-шок,
I I | I I |
Зо-ло-той гре-бе-шок!
I I | I I |
Что ты ра-но вста-ешь,
I I | I I |
Детям спать не да-ешь.
I I | I I |

     Можно играть с ритмом  не только под песенки и потешки, но и просто так. С 4 лет можно играть с малышом в эхо. Вы задаете ритмический рисунок, ребенок его повторяет или продолжает. Можно задать ритм, используя длинное «Та-а» и короткое «Ти».  Малышам до 4 лет повторить ритмический рисунок еще сложно, но слушать и различать разные ритмические рисунки им полезно. Можно использовать игру «Кто как ходит»:

Медведь: «Та-а  Та-а  Та-а  Та-а»

Зайка: «Ти Ти Та-а  Ти Ти Та-а»

Мышка: «Ти  Ти  Ти  Ти»,

Можно использовать игру в путешествие:

поезд едет: «Та-а  Ти  Ти  Та-а  Ти  Ти»,
машина едет: «Ти  Ти  Ти  Ти»,
самолет летит — «Та-а  Та-а  Ти  Та-а  Та-а  Ти» и т.д.

    Такие игры и ритмические рисунки вы можете придумать сами. Вы прохлопываете ритмический рисунок, а ребенок угадывает  на чем мы сейчас поедем или кто идет.  

    Одновременно с «освоением звучащих жестов» (с 2 лет) можно учить малыша воспроизводить ритм на элементарных музыкальных инструментах (ударных и шумовых — деревянных и металлических ложках, маракасах, погремушках, бубне, барабане, музыкальном молоточке, металлофоне и т.д.). Не расстраивайтесь, если у вас нет музыкальных игрушек, их можно сделать самим. Маракасы могут заменить баночки из под йогурта, в которые насыпана крупа. Барабаном может послужить перевернутая кастрюля и тп. Всегда можно  организовать домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари.

    Игры на развитие чувства ритма не потребуют от вас ничего особенного — ни музыкального образования, ни абсолютного слуха. Они не займут даже особо времени, потому что играть в них можно по дороге в детский сад, на прогулке и даже когда вы поднимаетесь и опускаетесь в лифте. Нужно лишь немного желания и воображения, а без музыкальных инструментов и музыкального сопровождения иногда можно и обойтись. А чтобы не забывать об играх на развитие у малыша чувства ритма, запишите себе на телефон нужные песенки и попевки.

Творческих Вам успехов.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 66 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.